Ограничительные меры, которые вводились в России в период распространения коронавирусной инфекции, а также резкое снижение доходов населения спровоцировали увеличение оборотов контрафактной и нелегальной продукции.
"Доходы населения падают, спрос на менее дорогие товары, с большой вероятностью на контрафактную продукцию, растет, а, значит, нелегальное производство и нелегальные каналы реализации этой продукции удовлетворяют этот спрос", - отметил председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Сергей Беляков.
Как отметили в АКОРТ, факторами, способствующими росту теневого бизнеса в период самоизоляции, в том числе стали серьезные расходы и ограничения, которые несли добросовестные торговые предприятия, соблюдающие предписания по борьбе с распространением коронавируса, а также ограничения передвижения граждан и работы торговых предприятий, реализующих товары не первой необходимости. "При этом нелегальная торговля не несет таких расходов, игнорирует ограничения и предписания Роспотребнадзора. Это открывает и существенно облегчает доступ на рынок для контрафактных и небезопасных товаров, дает дополнительные преференции нелегальной торговле", - считают в АКОРТ.
Как отметил Беляков в ходе "Недели ритейла-2020", по ключевым товарным группам, которые принято называть социально чувствительными, доля контрафакта велика, и растет. По его словам, уже сейчас эксперты оценивают возможные потери от рынка контрафакта для мировой экономики в 3% мирового ВВП. По данным Роспотребнадзора и Росстата, только в России оборот непродовольственной контрафактной продукции по итогам прошлого года составил 5,2 трлн руб. А объем недополученного бюджетом НДС в год превышает 500 млрд руб.
Основными источниками контрафактной продукции являются оптовые и розничные рынки, "островки" в ТЦ и несетевые магазины, социальные сети и интернет-магазины, которые существенно увеличили товарооборот в период самоизоляции. При этом объем незаконного оборота отличается в зависимости от категории реализуемых товаров. Наиболее подделываемые товары - детские игрушки (около 35%), одежда и обувь (29%), потребительская электроника и аксессуары, включая смартфоны, зарядки, чехлы (17,5%), батарейки (15%), бытовая химия (12,5%) и парфюмерия (10%), алкоголь (до 40%), табак (более 15%), молочная продукция (17%), минеральная вода (до 25%)", отметил Беляков на конференции. В онлайн-сегменте доля контрафакта оценивается от 5% до 30%.
Источник: sweetinfo.ru.