Гость нашей рубрики: руководитель Практики Омского Биокластера "Генетика и селекционно-племенная работа в животноводстве" Анатолий Владимирович ШУЛАКОВ.
- Анатолий Владимирович, добрый день!
- Здравствуйте!
- В рамках Омского Биокластера (www.agrobiocluster.ru) Вы курируете направление работы, связанное с генетикой и селекционно-племенной работой в животноводстве. Почему именно это направление?
- Животноводство всегда было, есть и будет оставаться одной из отраслей, обеспечивающих продовольственную безопасность страны, а значит имеющих стратегическое значение. Не случайно высшее руководство страны не раз демонстрировало свою осведомленность в тонкостях функционирования этой сферы деятельности, вплоть до искусственного осеменения, формирования отечественной племенной базы и роста генетического потенциала разводимого на территории страны скота. Согласно опубликованному Департаментом животноводства и племенного дела Минсельхоза РФ прогнозу к 2020 году производство молока в Российской Федерации должно достичь 35,7 млн. т., то есть за четыре года фактически увеличиться на 5 млн. т. (по отношению к 2016 г.). И основной рост запланирован на сельскохозяйственные организации (+4,6 млн. т. молока). А как же рост валового производства? Один выход – рост продуктивности в среднем на корову. По планам – до 6 тыс. кг. В Омской области в 2016 году средний удой около 4,5 тыс. кг., даже по племенным предприятиям – чуть больше 5 тыс. кг.
- То есть федеральные органы власти установили определенные индикативные показатели развития молочного животноводства: 35,7 млн. т. к 2020 году. Насколько это реально?
- Считаю, отрасль вполне может выйти на эти показатели. Есть два пути. Один – для племенных хозяйств – увеличение продуктивности за счет повышения уровня реализации уже накопленного генетического потенциала за счет совершенствования технологии и улучшения кормовой базы при продолжении чистопородного разведения при определенном влиянии утвержденных для использования улучшающих пород.
Второй путь – для всех остальных – включая товарные стада, ЛПХ и КФХ. Как говорится, какая разница, какого цвета корова – черная, красная или в крапинку – молоко то белое. И платят не за цвет коровы, а за количество и качество продукции. Поэтому есть путь быстрого получения результата – промышленное скрещивание, когда на коровах одной породы используют производителей другой, неродственной, но тоже молочного направления. Уже в первом поколении мы получим взрывной рост за счет гетерозиса, плюс скороспелость – а значит сокращение сроков непродуктивного содержания животного, ускорение окупаемости затрат на выращивание, плюс отличное здоровье – значит, сокращение затрат на лечение, ветеринарное обслуживание, отличное воспроизводство, плюс оптимальная комбинация количественных и качественных показателей молочной продуктивности. В следующем поколении меняем породу производителя – и таким образом поддерживаем эффект гетерозиса. Таким образом, конкретный товаропроизводитель повышает экономическую эффективность собственного производства – сокращает затраты, увеличивает выручку, а по итогам получает дополнительную прибыль. Это резерв для развития производства, увеличение зарплат работников, как результат – позитивный социальный эффект в конкретном населенном пункте. Чем больше таких производителей – тем заметнее положительная динамика индикативных показателей в масштабах всего региона.
- И мы можем обойтись без приобретения новых продуктивных коров?
- Вы знаете, взять и сразу купить высокопродуктивное стадо – это здорово, но сегодня каждый хозяйственник считает копеечку. Здесь вопрос – а что эффективнее? Проведение технологических мероприятий по оптимизации содержания, кормления, осеменения и т.д. с точки зрения финансов доступно каждому хозяйству и дает значительный эффект.
- Если всё так просто, почему никто до этого раньше не додумался?
- Могу ответить - не я первооткрыватель. Даже в нашей Омской области в середине прошлого века были результаты – когда красных степных коров крыли черно-пестрыми быками и в первом поколении получали отличный эффект – первотелки значительно превосходили сверстниц по удою. Однако, при дальнейшем поглотительном скрещивании эффект снижался, и как итог - сейчас нет особой разницы, какая порода – в лучших хозяйствах результаты примерно на одном уровне. Плюс было такое понятие "районирование пород", что в Омской области было доведено, на мой взгляд, до абсурда – на одном берегу Иртыша можно было разводить только черно-пеструю, на другом – только красную степную, и не дай бог завезти другую – заставляли уничтожить или продать. Сейчас каждый собственник имеет право сам решать, что в приоритете – продолжать заниматься чистопородным разведением доставшейся по наследству породы (что лично у меня часто вызывает сомнения – что это за порода, когда в стаде в разное время или даже одновременно "работали" быки 5-6 разных пород), в надежде когда-нибудь получить статус племенного хозяйства с причитающимися (теоретически) субсидиями, либо работать на реальную прибыль, используя максимально эффективных животных.
Конечно, есть вариант улучшать товарное стадо за счет выбраковки своих худших коров и замены на племенных животных, купленных в племрепродукторах, которые имеют более высокий генетический потенциал продуктивности. Проблема состоит в том, что в наших племенных хозяйствах, как правило, невысокий уровень воспроизводства в сочетании с непродолжительным сроком хозяйственного использования коров еле-еле обеспечивает поддержание собственного стада, при этом о селекционной выранжировке речи даже не идет. Поэтому, несмотря на требования к организациям по племенному животноводству по ежегодной реализации молодняка на уровне не менее 10% от маточного поголовья, в реальности эти показатели недостижимы. А потребности в племенном скоте у "товарников" и частников намного выше. Поэтому, как бы ни был привлекателен и теоретически правилен этот путь, реализация пока под большим вопросом.
- Значит – отдельно генетика или "правильные" содержание и уход сами по себе результата не дают…
- Дают результат. Но с точки зрения эффективности и финансовой модели инвестиций в совершенствование продуктивных и племенных качеств животных, еще раз подчеркну, важен именно комплексный подход. Генетика и селекция – это база, основа, вклад в будущее, это потенциал, который должен закладываться на перспективу. Сегодня предоставляется возможность за счет искусственного осеменения использовать лучшие мировые достижения в этой сфере, используя семя топовых производителей. Но имеющиеся возможности реализуются в существующих условиях, и если условия не соответствуют потребностям – либо не получаем ожидаемого, либо теряем животное, которое не выдержало "перегрузки". С другой стороны, вкладываясь в строительство современнейших комплексов, тратя деньги на кормовые добавки и кормоуборочную технику, создавая идеальные условия для коров, которые неспособны дать выше 4,5 тыс. кг молока, вы просто прогорите, так как себестоимость будет зашкаливать, а прибыль – стремиться к нулю, если не в минус. Так что в животноводстве всегда нужно учитывать баланс, взаимодействие между генотипом и средой, иначе вы будете неконкурентоспособным на рынке.
- Анатолий Владимирович, а кадровые ресурсы для выполнения поставленных задач имеются?
- Напрямую эффективность зависит от уровня квалификации зооветспециалистов, работающих в хозяйствах. К сожалению, все признают, что современный уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, какими бы модными словами типа "бакалавра" или "магистра" они не назывались, недопустимо низок. Причина простая - практические занятия в реальных условиях сокращены до минимума, в лучшем случае имеют экскурсионный характер. Поэтому таких свежеиспеченных специалистов приходится учить практически "с нуля". Вторая категория – специалисты, проработавшие уже не одно десятилетие или "самоучки", поставленные на должность по производственной необходимости - когда основной специалист ушел в декрет, на пенсию или, не дай бог, умер. Эти люди имеют очень узкий набор знаний и навыков, которые устарели или нуждаются в существенной корректировке. Поэтому вопрос обучения и повышения квалификации операторов по искусственному осеменению, ветеринарных специалистов, зоотехников, селекционеров всегда актуален. И здесь очень важно приглашать в качестве преподавателей не только теоретиков, но и самых лучших специалистов, имеющих обширный практический, в большинстве случаев международный опыт, обладающих самыми современными знаниями, ориентирующихся в актуальных тенденциях в области животноводства, владеющих классическими и новейшими методиками, использующих современное оборудование и программное обеспечение. Теория без практики и наоборот не могут существовать. Только так мы сможем заинтересовать и удержать молодежь, заново "зажечь" интерес к профессии у опытных специалистов, поддержать престиж профессий, связанных с животноводством. Лозунг "Кадры решают всё!" никогда не теряет своей актуальности.
- Практика "Генетика и селекционно-племенная работа в животноводстве" - это площадка для дискуссий?
- В том числе. Но, в первую очередь, это практическая деятельность наших экспертов в целях повышения эффективности функционирования хозяйства и повышения финансового результата, прежде всего, за счет имеющихся ресурсов. Ориентация на конечный финансовый результат и комплексный подход к решению поставленных задач позволит достичь запланированных индикативных показателей и выполнить поручение Правительства по обеспечению продовольственной безопасности страны. Наших экспертов приглашают в хозяйства, мы делаем аудит, даем конкретные рекомендации по технологическим мероприятиям и отвечаем за конкретный финансовый результат. Каждый собственник сегодня считает деньги, ему нужны не абстрактные рекомендации, а финансовый результат.
- Анатолий Владимирович, спасибо Вам за интервью! Пожелаем нам всем молочных продуктов, вкусных и доступных!
- Спасибо.
Пресс-секретарь Омского Биокластера Равшана Баллоева